В некоторых регионах Восточной Азии по сей день сразу от рождения ребенку начисляется один год жизни, и каждое прохождение нового года по лунному календарю, а не даты рождения, добавляет один год к возрасту человека. Иными словами, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так что ребенок на втором году от рождения считается двухлетним. В восточной части Монголии возраст традиционно определяется исходя из количества полных лун с момента зачатия для девочек, и числа новолуний с момента рождения для мальчиков.
Рассуждая о младенчестве, мы нередко забываем, что человек рождается уже, как правило, не чистым листом, а человеком девятимесячного возраста! Как же можно (и можно ли вообще?) заниматься ранним развитием ребенка еще до его рождения?
О раннем развитии вообще широко заговорили лишь во второй половине прошлого века, а до 70-х годов до родов о человеке говорили лишь как о плоде, лишая его тем самым каких-либо личностных черт, особенностей характера и т. д. Но и в то время было очевидно, что каждый младенец уже при рождении уникален, у каждого свои особенности поведения, ритмы, что точно могут подтвердить мамочки двух и более детей. Поэтому сегодня все больше родителей задумываются об установлении контакта с еще нерожденным ребёнком, общению с ним и пренатальном развитии. Кому-то такая постановка вопроса кажется абсурдной, как вообще можно чему-то научить ребёнка в утробе матери? Давайте разберемся!
1. Развитие умственных способностей и талантов к чему-либо внутриутробно — невозможно в силу сугубо физиологических причин. Не стоит пытаться учить ребёнка алфавиту или таблице умножения, хотя бы потому, что он не понимает значения ни единого вашего слова! Что действительно можно развивать — это эмоциональную сферу малыша, стимулировать его органы чувств, что в свою очередь станет фундаментом успешного развития его способностей в будущем.
2. Следствие первого пункта — понимание речевой информации. Нет причин надеяться, что ребёнок приучится засыпать под сказку «Репка», ведь он понятия не имеет, кто такие дед да баба, и с кем они там ее тянули. Чтобы понимать речь (а речь — это вербализация мышления) надо обладать способностью мыслить образами, т. е. знать образы «в лицо». Именно поэтому детские книжки должны быть качественно и красочно иллюстрированы. В действительности ребёнок внутри понимает «из прочитанного» интонацию мамы (или папы), прислушивается к голосу (слух формируется уже к 20-й неделе беременности), его ритмике и вибрациям. Важно отметить, если вы получаете удовольствие от прочтения книги (абсолютно любого содержания), то на гормональном уровне эта «радость» передается и малышу, поэтому нет ничего дурного в чтении «Репки», только при условии что вы сами получаете огромное удовольствие!
3. Внутриутробное развитие — это работа и труд родителей. Если превратить беременность в тяжкий труд с четким расписанием сеансов связи каждого родственника, режимом прослушивания классической музыки и чтением произведений Толстого (при всем уважении ко Льву Николаевичу), то пользы от этого не будет вовсе! И все по тем же причинам: восприятие происходит на уровне эмоций посредством гормональной связи мама-ребенок, иными словами мама рада — рад ребёнок, маме грустно — грустно и ребенку. Бездушное выполнение четкого плана мероприятий по раннему развитию, только потому что так надо (кстати, кому надо?), не приводит ни к какому гормональному обмену, а значит, никак не развивает малыша. Если же мама ненавидит классические произведения, но «ради ребенка» заставляет себя их читать, то ребенок чувствует лишь негативный настрой мамы, а не проникается высокой литературой. В таком случае будет лучше, если мама ничего специально делать не будет, но при этом постарается сама получать удовольствие от периода ожидания малыша, окружит себя, а значит и ребёнка, атмосферой любви и заботы.
4. Негативные эмоции и стресс вредны для малыша. Это неправда. Мы же говорим о развитии эмоциональной сферы, а значит, эмоции (и их прародители гормоны) должны быть максимально разнообразными. Ведь к ним относятся не только радость и удовольствие, но и грусть, печаль, тревоги, обиды и т. д. Это первый эмоциональный опыт человека. Если мама старается исключить любые проявления негативных эмоций во время беременности, то тем самым лишает и ребёнка опыта, развития и возможности научиться справляться со стрессом. Если же после негативных эмоций приходят позитивные, то это дает уверенность малышу в том, что любые неприятности заканчиваются, с ними можно справиться и преодолеть, что и является позитивным взглядом на жизнь! Не стоит мучиться чувством вины после просмотра «слезливого» фильма или раздражения на соседа с перфоратором ранним утром, взгляните на это иначе — вы даете ребенку разнообразный эмоциональный опыт! Исключением являются длительные затяжные стрессы и депрессии во время беременности, «без просвета» позитивных переживаний, в таком случае лучше обратиться за помощью и поддержкой к близким или специалистам.
1. Есть много ненужных и даже вредных установок родителей в воспитании и развитии детей. «Мой ребенок будет читать в 2 года, свободно говорить по-английски в 3 и цитировать классиков в 4 года, а вырастет — будет скрипачом!» — старайтесь удержаться от соблазна сделать ребенка средством своей самореализации. В первую очередь важно дать малышу расти в жизнерадостной атмосфере любви и счастья, снабжая информацией все 10 видов интеллекта (на физический, сенсорный, чувственный и пространственный косвенно можно влиять еще внутриутробно) и 5 органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус и слух). Обоняние и зрение бездействуют до рождения, а все остальные органы чувств можно развивать.
2. Поскольку слух развивается раньше всего — разговаривайте с ребенком! К моменту рождения малыш уже сможет различать голоса папы и мамы, братьев, сестер и других близких родственников, которые принимали участие в общении с ним до рождения. Причем важно не просто мысленно общаться с малышом, а говорить именно вслух. В этом случае малыш воспринимает не только звуки, но и вибрации, ритмику голоса, изменения дыхания и сердцебиения матери. Разговаривайте лучше о радостном и прекрасном: как вы его любите, ждете, как счастливы, что он выбрал родителями именно вас и именно сейчас.
3. Пойте ему. Даже если вам медведь на ухо наступил и вы далеко не восторге от своих вокальных способностей. С давних времен известно, когда мы поем, мы сильнее и глубже можем чувствовать, переживаем эмоции полнее, соответственно, и ребенок ощущает более насыщенные и сильные импульсы.
4. Слушайте музыку. Не одевайте наушники на живот, а слушайте сами, именно ту, которая нравится вам. Вскоре по поведению ребенка можно научиться понимать, нравится ему или нет. Вкусы у деток (да и у взрослых) разные, но учеными обнаружена закономерность, что малыши больше любят структурированные мелодии: народные и детские песни, из классики Вивальди и Моцарта, и не любят низкие, басовые произведения, например, Бетховена, Баха, Листа. Также следует избегать резких, тяжелых, агрессивных музыкальных жанров. Познакомьте ребенка со своими любимыми исполнителями и произведениями, возможно, они придутся по вкусу и ему!
5. Читайте малышу. Я уже упоминала об этом выше — самое важное, чтобы мама сама получала удовольствие от процесса, была максимально включена и погружена в чтение. Пробуйте менять интонации, тембр голоса, громкость и следите за реакцией малыша. Понимать своего ребенка по мельчайшим сигналам и изменениям очень полезный навык, который пригодится родителям после рождения, чтобы улавливать потребности и настроения крохи. Пренатальное общение полезно не только детям, но и родителям именно для установления контакта с таким загадочным существом — новорожденным!
6. Доказано, что ребенок может различать вкус околоплодных вод, который меняется в зависимости от рациона мамы. Ученые пронаблюдали предпочтения и выяснили: наиболее приятен оказался сладкий вкус и наименее — горький. Получается, разнообразное питание во время беременности способствует и развитию ребенка через развитие вкусовых рецепторов.
7. Также ребенок способен различать перепады температур (при прикосновении) и поглаживания живота. Ответные толчки малыша станут первыми моментами вашего общения. Таким способом можно не только проявлять свою любовь и ласку, но и успокаивать малыша, «играть» с ним. Все это, безусловно, способствует развитию мозга ребенка.
8. Двигайтесь. Во-первых, это полезно для поддержания общей физической формы и сохранения красивой фигуры, а наш образ жизни часто бывает малоподвижным, да и врачи нередко рекомендуют излишнее спокойствие, при котором беременность не просто вынашивается, а в прямом смысле вылёживается. При нормальном течении беременности маме показаны даже специальные комплексы физических упражнений. Как это связано с развитием мозга ребенка? При движении активизируется кровообращение мамы, следовательно, и ребёнок получают большее количество кислорода, который так необходим для развития нервных тканей головного мозга малыша.
Важно научиться правильно пользоваться своим организмом, разнообразно питаться, бывать на свежем воздухе, сохранять физическую активность для насыщения кислородом тканей ребёнка. Особое внимание следует уделять развитию эмоциональной сферы, особенно через слух, самый развитый орган чувств до рождения. Просто любите ребёнка всегда и всем сердцем — лучшего «воспитания» еще никто не придумал!
Поделиться с друзьями
2 Комментарии
Была не удивлена. Когда была беременна вторым сыном, муж тоже с ним разговаривал!!!! И шутил, и смеялся и рассказывал как мы познакомились. Так было здоровски! И вообще, у вас сайт познавательный! Молодцы!
Спасибо! Заходите почаще, будет еще интереснее 😉