Подборка сенсорных игр на развитие и стимулирование тактильных ощущений.
Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).
Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.
Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.
Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.
Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.
Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.
В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.
Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.
Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.
2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками...
В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.
Эти игры весело проводить в ванной.
Как играть:
1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.
"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.
"Король мыльных пузырей". Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.
Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.
"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.
Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.
Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.
На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.
Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).
А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.
Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани...
Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.
Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.
2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном ...). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»
3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.
Играть можно несколькими способами:
- просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;
- берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.
Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.
Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):
1. Ткани (какие есть):
- хлопок2. Пуговицы различных формы и размеров.
3. Липучки с обеих сторон.
4. Бархатная и фактурная бумага.
5. Вата или ватные диски.
6. Нитки или пряжа.
7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.
9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).
10. Кусочек резинового коврика.
11. Мочалка.
12. Губка.
13. Косточки от персиков, от абрикос…
Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.
Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.
Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.
Есть экологичный заменитель песка - кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант - сенсорную коробку.
Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.
В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.
Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.
Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.
Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.
Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:
Может придумаете ещё что-нибудь.
Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.
Например, даем ребенку кусочек пластилина и просим с закрытыми глазами лепить чашку. Это усложнённый вариант, подходящий уже для школьников.
Налить в бутылку холодную и горячую воду (не кипяток! – попробуйте сначала сами рукой). Для малышей взять две бутылочки. Для школьников сделать несколько вариантов бутылок. Попросить сказать, где самая горячая, самая холодная. Выстроить паттерн. Усложнить с закрытыми глазами.
Выбираем предметы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные, обычная бумага, наждачная бумага, фольга, мягкая игрушка, атласная лента или кусок гладкой ткани и так далее. Малыша сначала ознакомьте с предметом, позвольте пощупать и сравнить. Потом предложите угадать что из чего сделано с закрытыми глазами. Взрослым деткам можно сразу предложить игру с закрытыми глазами.
Для чего эта игра? Научиться определять на ощупь с закрытыми глазами предметы, имеющие сложную форму, определять размер, составные части, какова поверхность предмета.
Как играть? Взять любые игрушки, например, мишка, собака, лошадка, большая машина. И попросить ребенка с закрытыми глазами определить, что перед ним.
Поделиться с друзьями
1 Комментарий
Отличная подборка! Спасибо!
Тоже сделаю сенсорную коробку ребёнку.