венера с зеркалом диего веласкес
Роковая красотка, или Венера с зеркалом
04.09.2015
Знай, где ты стоишь
29.09.2015
фиалки как хранить картины



Ох, и люблю же я писать! Это восхитительное ощущение Творца, когда твоя работа завершена. Она словно дышит своей жизнью, а ты смотришь на неё и думаешь «кого же она будет радовать многие годы»? А иногда специально пишешь в подарок близкому человеку. Вообще-то, картины живут долго. Ну, если, конечно, не попадают в пожар или наводнение. Только, оказывается, не все знают, что долголетие их происходит не само по себе. Необходимо бережное отношение и соблюдение определённых правил, чтобы работа оставалась такой, какой её замыслил художник.

На написание этой статьи меня сподвигла одна история. Как-то пришла к давней подруге, поболтать за чашкой чая. Хорошо сидели, пока я не увидела свою картину, написанную к ее дню рождения лет 7 назад. Как же я была поражена! Живопись выглядела старше своей владелицы, которой уже далеко за 30. Краски выцвели, бумага пожелтела… Складывалось ощущение, что милые синие фиалки участвовали в боевых действиях. И оказалось, что я почти угадала.

Во время ремонта квартиры картину убрали в соседнюю комнату и даже ничем не прикрыли. Несмотря на то, что она была оформлена в раму со стеклом, пыль сделала свое "грязное дело". А после ремонта фиалки сменили свое расположение на более «комфортное», как показалось бы неопытному человеку. Поселились они на кухонной, хорошо освещенной днём, стене. А по вечерам, чтоб всё хорошо было видно, их подсвечивал светильник. Результаты такой заботы проявились очень быстро…

Итак, давайте разберемся в основных ошибках. Ведь они относятся ко всем видам живописи: не только к акварели, но и к маслу, пастели и другим техникам.

1. Повесить картину на кухне, значит сразу её приговорить к медленной и мучительной смерти. Непостоянная температура, высокая влажность и запахи будут постепенно разрушать краску и бумагу. Да и деревянному подрамнику с багетом тоже не поздоровится.

2. Немногим лучше выбор ярко освещенной стены: цвета тускнеют, бумага желтеет и начнёт разрушаться. Если говорить о масле, то со временем станет просвечивать верхний слой краски и из неведомых ранее глубин выглянет НЕЧТО. Например, пятая нога у лошади на картине "Всадница" Карла Брюллова. Да-да, именно её приходится периодически записывать реставраторам!

известная картина всадница брюллов

Изображение увеличивается

3. Табачный дым, копоть и масла любят оседать на поверхности красочного слоя и пропитывать полотно и бумагу.

Что же делать? Неужели никак нельзя защитить любимую живопись? Можно! Хотя 100% защиты и нет. Зато если акварель, гуашь, пастель, графику карандаш или уголь оформить в раму со стеклом, то она защитит картину от большинства агрессивных воздействий. Правда есть один нюанс - стекло не должно касаться красочного слоя. Тут справится паспорту. Только обязательно после багетной мастерской проверьте качество задника. Мастера порой любят халтурить . А что? Никто же не видит...

Открою профессиональный секрет: для задника необходимо использовать специальный картон, который не содержит кислот. Потому что от другого картона бумага желтеет и работа быстро теряет эстетичный вид. Вы знаете, как отличить этот чудо-картон? И я не знаю - это строжайшая тайна багетных мастерских… Чтобы максимально обезопасить картину, заранее попросите вставить подложку. Это прочный лист картона, который крепится между картиной и задником.

Кстати, ещё один совет для сохранения пастели. Тут главное – нанести закрепитель. На самом деле подойдёт любой лак для волос. А лучше всего, говорят, «Прелесть» справляется. Правда-правда. Не зря же его так назвали. Есть профессиональные закрепители, продающиеся в специализированных магазинах. Но многие художники закрепителями вовсе не пользуются, тк пастель может потерять эффект бархата. Но в таком случае необходимо быстрее оформить картину в багет с паспарту, чтобы она не затерлась и не осыпалась.

Иногда работу не удаётся повесить сразу. То мастерская закрыта, то ремонт не доделан, то у соседа дрель сломалась. Тогда лучше всего до счастливого момента водворения на законное место, переложить картину чистой бумагой.

Это была лирика, добавим немного конкретики.

Правильные условия:
• температура в пределах 18-22 градусов;
• влажность 40-70%;
• освещение не больше 150 люкс; и чем дальше от источника освещения, тем лучше;
• хорошая вентиляция.

Главные враги картин:
• дым, копоть и масла;
• перепады температуры и влажности;
• сквозняки и прямые солнечные лучи;
• кондиционеры и приборы отопления;
• инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

И руками краску тоже лучше не трогать!

Вот, теперь вы знаете, как нужно хранить картины. Осталось только раскрыть несколько секретов по уходу за ними.

Боремся с пылью!

Если вы являетесь счастливым обладателем холста с масляной или акриловой живописью, то периодически нужно мягкой фланелевой или бархатной тряпочкой, или даже специальной подушечкой, легонько в одном направлении обрабатывать лицевую часть. Можно "помыть" картину протирая тряпочкой или губкой, смоченной в слабом растворе мыльной воды, потом протереть влажной чистой тряпочкой. Нельзя окунать картину в ванну! Всякие щётки, перовки и флейц могут серьёзно повредить картину. Пылесосом обрабатывать работу категорически нельзя! Это главный враг и отличный способ избавиться от картины раз и навсегда. Вообще, лучше, конечно, заднюю часть дополнительно закрыть картоном.

Если же вы питаете пламенную страсть к работам на бумаге, нужно максимально защитить их от пыли. Потому что самостоятельно почистить такие картины вряд ли удастся.

Ну а если вы без ума от нежной пастели, или строгой графики, выполненной карандашом, углём или мелом, то даже не пытайтесь очистить их от пыли в домашних условиях. Это невозможно! Только профессиональная чистка поможет сохранить работу в прежнем виде.

Долой грязь и копоть!

К сожалению, сильно загрязнённую картину сможет почистить только специалист по реставрации. Не стоит рисковать и браться за чистку самостоятельно, иначе специалистам добавите ещё больше работы.

Караул, деформация!

Иногда случается, что холст провисает, на нём появляются некрасивые холмики или неровности. Ни в коем случае не мочите его водой с изнаночной стороны! Краска от этого отслоится. Если подрамник модульный, можно попробовать подбить клинышки. А лучше всего отнести картину в багетную мастерскую. Там её перетянут или заменят подрамник.

Пора обновления!

Владельцы работ, написанных маслом и акрилом, должны знать, что их часто покрывают лаком. А у него есть очень неприятная особенность желтеть со временем. Представляете, как будет выглядеть такая картина? Чтобы она стала прежней, периодически необходимо снимать верхний слой лака и наносить новый. Некачественный лак придётся менять раз в 10 лет. Качественный можно реже - раз в 50 лет. Впрочем, по этим вопросам лучше консультироваться у специалистов. Да и смену лакового покрытия не стоит производить самостоятельно. Доверьте эту кропотливую работу профессионалам.


Соблюдая эти нехитрые условия хранения и регулярно ухаживая за картиной, вы существенно продлите ей жизнь. И даже ваши пра-пра-правнуки смогут любоваться этой работой. Кто знает, возможно, таким образом вы обеспечите им неплохое наследство, ведь произведения искусства со временем приобретают большую ценность в глазах коллекционеров.

А что подруга? Придется ей написать еще одну акварель - опять фиалки. В отличие от большинства женщин, которые любят розы, она просто обожает эти нежные цветы. Я очень надеюсь, что она запомнит свой горький опыт и учтёт мои рекомендации. Тогда свеженаписанный букет будет приносить ей радость еще долгие годы, а потом перейдет к детям и внукам… При бережном отношении, конечно!

Храните и берегите ваши картины!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поделиться с друзьями